![]() |
Харьковский А. Награда учителю. 1951 г. |
Мария Сергеевна, учительница начальных классов и давно пенсионерка,
работала до конца учебного года, выпустила в старшую школу свой последний
четвертый класс и с первого сентября решила со школой проститься. Здоровье
расшаталось окончательно, и надежд на излечение не осталось. Да и муж
категорически был против ее работы, сказав: «Сиди дома. может, на какой месяц
дольше проживешь». Но подходило первое сентября, и у Сергеевны заныло сердечко.
Сорок лет в конце августа оно так сладко ныло и звало в школу. Сорок лет она
набирала несмышленышей в первый класс, учила их три-четыре года и передавала
учителям-предметникам в четвертый. И предметники считали за счастье получить
детей Марии Сергеевны: ее ученики были хорошо подготовлены для старшей школы и
воспитаны. А теперь вот Сергеевна недужила.
Ее заменила молодая учительница, выпускница колледжа, девица с татушками в сокровенных местах и пирсингом в пупке. Поработала две недели и исчезла, написав в классном журнале: «Адью, школа! Мучо трабаха, покито песо. Ухожу в свободное плаванье...» Завуч школы, биолог по образованию, долго копалась в словарях, пока поняла смысл написанного вертихвосткой. «Адью» было понятно, а вот дальше на испанском означало: «Много работы, мало денег». Завуч повздыхала, завела новый журнал вместо испорченного и сказала директрисе:
Ее заменила молодая учительница, выпускница колледжа, девица с татушками в сокровенных местах и пирсингом в пупке. Поработала две недели и исчезла, написав в классном журнале: «Адью, школа! Мучо трабаха, покито песо. Ухожу в свободное плаванье...» Завуч школы, биолог по образованию, долго копалась в словарях, пока поняла смысл написанного вертихвосткой. «Адью» было понятно, а вот дальше на испанском означало: «Много работы, мало денег». Завуч повздыхала, завела новый журнал вместо испорченного и сказала директрисе:
— Наверное, Нелли Ивановна, прежде чем брать на работу таких девиц,
надо смотреть, есть ли у них пирсинг.
— Та что нам их, раздевать, что ли, этих кобыл? Они теперь через одну
такие, клейменые.
Директор была литератором и хорошо помнила шпионку кардинала из «Трех
мушкетеров», клейменную лилией.
Подумали-порядили руководящие женщины, кого ставить на брошенный класс,
и решили просить Марию Сергеевну выйти и поработать хоть с месяц, пока найдут
первочатам учителя.
Сергеевна повздыхала-повздыхала, поплакалась мужу, чтоб не ругался, и вышла. Хотя бы для того, как втайне думала, чтоб в последний раз почувствовать, как сладко ноет сердечко...
Сергеевна повздыхала-повздыхала, поплакалась мужу, чтоб не ругался, и вышла. Хотя бы для того, как втайне думала, чтоб в последний раз почувствовать, как сладко ноет сердечко...
Школа стояла у оживленной трассы, и детям с южной стороны станицы нужно
было переходить по «зебре». Сергеевна по старой привычке по утрам ожидала своих
учеников у перехода, собирала всех и переводила через дорогу. (Никто другой из
учителей такого не делал.) Дети дружненько один за другим переходили, а
Сергеевна, раскрылатив руки, стояла посреди трассы, поторапливала их и будто
закрывала руками, худой спиной своей — она была высокой — от опасности.
Водители, спешащие на работу, знали привычку старой учительницы (иные были ее
учениками) и никогда не сигналили — терпели. Стоял и я много раз в общем потоке
машин, ожидая, когда последний рюкзачок окажется на школьном тротуаре и вслед
за ним исчезнет с «зебры» фигура в синем, болтающемся на ветру пальто. И мне
всегда при такой встрече с Марией Сергеевной вспоминалась уточка на трассе...
...Как-то в начале лета я ехал в соседнюю станицу. Дорога туда ведет
сквозь камыши. Слева от нее речка, справа — плавни. И дикие утки строят гнезда
в болотистых плавнях — там спокойно, корма вдоволь, — высиживают птенцов, а
потом переводят утят через шоссе на большую воду. Опасно, но так было и будет
всегда, пока не пересохнет речка или люди не уничтожат плавни. И вот смотрю —
на обочине суетится дикая уточка, вокруг нее пятеро желто-черных комочков,
крякает тревожно на детей и намеревается идти через дорогу. Я остановился,
включил моргалку, чтобы насторожить других водителей, следом за мной; поняв, в
чем дело, мужик на УАЗе стал поперек, полностью перегородив дорогу, и уточка,
будто поняв наше намерение, повела утят. Она распростерла крылья, кружилась
вокруг своего выводка, шипела на машины, а утята пушистыми комочками катились в
сторону большой воды. Какой-то парень на иномарке решил объехать нас по обочине
и помешать утиному семейству, но «уазовец» — мужик крупный и грубый — его
остановил окриком:
— Ты чё, балбес, не видишь, мать детей переводит?!
Парень затормозил, а уточка, преодолев опасный участок, повернула к нам
головку, сверкнув на солнце бусинкой глаза, прощально крякнула и исчезла с
утятами в прибрежном камыше.
...Заканчивался уже второй месяц вместо одного, как просили, а Мария
Сергеевна работала. И сегодня опять я ожидал у перехода, пока она переведет
своих первочат. А на пороге школы стояла директриса, смотрела на все это и
думала: «Где ж теперь найти такого учителя?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий